На Эхо Москвы пряной эфир с Николаем Крючеком 15.05.2012
[mymp3]http://klopp.net.ru/files/i/b/0/d7a42840.mp3|Эхо Москвы[/mymp3]
Безопасность людей на водных объектах в летний период времени
Т. ДЗЯДКО – 16.35. Завершающая часть Дневного Разворота. И традиционный наш совместный проект с МЧС России «Три точки, три тире, три точки». И наш сегодняшний гость - Николай Крючок, заместитель главного государственного инспектора по маломерным судам МЧС России. Говорить мы будем о безопасности людей на водных объектах в летний период времени. Добрый день.
Н. КРЮЧОК - Добрый день.
А. ГРЕБНЕВА - Насколько мы знаем, официальный купальный сезон с 1 июня открывается. Но власти Москвы сказали, что уже к 15 мая подготовят все пляжи. Вы наверняка МЧС участвовал в этом процессе, инспектировали, проверяли. Как все организовано.
Н. КРЮЧОК - В Москве есть у нас отдельное структурное подразделение - государственная инспекция по маломерным судам по городу Москве. Она этим занимается. Мы федеральный орган. Тоже готовятся сейчас к летнему купальному сезону. Я сегодня буквально разговаривал с главным государственным инспектором, пляжи готовятся, представлены для проверки. В этом году будет функционировать 11 пляжей в Москве. В прошлом году было 12, по докладу пляж Тропарево в этом году закрывается на реконструкцию. И, кроме того, более 30 так называемых мест отдыха без купания. То есть люди будут там отдыхать на берегу водоемов, соответствующее оборудование, но купаться там запрещено. Прежде всего, по санитарным нормам.
А. ГРЕБНЕВА - А в каком режиме представители МЧС потом уже когда лето вовсю наступило, там присутствует какой-то сотрудник или вы в начале сезона проверили и потом забыли.
Н. КРЮЧОК - Мы освидетельствуем пляж, и пока мы не составим акт технического освидетельствования, пока ни проверим на наличие всех необходимых, в частности, одно из главных условий это наличие там спасателей. Обученных специально. Эти люди там будут дежурить ежедневно, и в случае необходимости будут оказывать помощь.
А. ГРЕБНЕВА - Но это сотрудники парка?
Н. КРЮЧОК – Нет, это при каждом пляже, каждый пляж, муниципальный орган обязан, одна из задач, функций, чтобы пляж был открыт, там должен быть спасательный пост. Должен быть врач. И другое. В частности это будут спасатели, которые специально обучены по определенным программам, приняты соответствующие зачеты, имеют удостоверение на спасание. Только в этом случае будет открыт пляж. Если не будет спасательного поста, государственная инспекция по маломерным судам не откроет пляж. А дальше в течение года мы имеем право проверить пляж, причем по новому закону 207, только с разрешения прокуратуры, то есть если там будут выявлены нарушения, заявления граждан о том, что там беспорядки, через прокуратуру мы получаем разрешение и можем осуществлять повторную проверку.
А. ГРЕБНЕВА - А если я прихожу на пляж и вижу, что там какая-то свалка мусора, вода какая-то странная, это мне в прокуратуру надо будет жаловаться?
Н. КРЮЧОК - Нет, хозяину пляжа. Либо это в большинстве случаев муниципальные органы хозяева, либо есть предприниматели, то есть бизнесмены.
А. ГРЕБНЕВА - И грозить им прокуратурой и вами.
Н. КРЮЧОК - Прежде всего да, правоохранительными органами и МЧС России. Которая с органами прокуратуры с их разрешения повторную проверку могут провести. Я повторяю, с разрешения прокуратуры. Но вы знаете, я про пляжи еще хотел сказать, пляжи это те объекты, где гибели людей по существу нет. Цифры я вам приведу. Простая статистика, если взять за прошлый год 6 тысяч 245 человек погибло на водных объектах. Это чисто на водоемах.
Т. ДЗЯДКО – Это в целом по России?
Н. КРЮЧОК - Да. По Москве цифра в прошлом году небольшая, порядка 60 человек. Если допустим, с прошлым годом, в прошлом году где-то больше 140 человек.
Т. ДЗЯДКО – Тенденция вниз.
Н. КРЮЧОК - Да, тенденция идет вниз за многие годы. Допустим, в 2006 году было порядка 8 тысяч погибших, то в прошлом 6 тысяч 245. Небольшой был подъем в 2010 году, но сами понимаете, была жара страшная, но значительно ниже, чем в 2006, 2008, 2009. В 2010 был небольшой подъем, за 7 тысяч. А в прошлом году снова было снижение.
Т. ДЗЯДКО – А чем вы объясняете эту тенденцию на снижение?
Н. КРЮЧОК - Я думаю, прежде всего, уверен, работа государственной инспекции по маломерным судам, других органов, которые этим занимаются. Правоохранительных. Да и самих муниципальных образований, которые согласно закону, законодательства, обеспечение безопасности людей на водных объектах это функция муниципальных органов. Так вот я хотел обратить внимание, что в прошлом году 46 человек всего лишь погибло на специально оборудованных пляжах.
Т. ДЗЯДКО – По всей России?
Н. КРЮЧОК - Да. Это менее 1% и в принципе не более 1% где-то за последние 3-4 года гибнут на пляжах. В основном гибнут на необорудованных местах, где люди сами по себе выбирают. Поэтому наша основная задача выявлять эти необорудованные места.
А. ГРЕБНЕВА - И что с ними делать?
Н. КРЮЧОК - Вместе с органами муниципальными делать так, чтобы либо эти места, если там люди постоянно купаются, большое количество приходит, то конечно задача, чтобы там было оборудовано. Но если отдельные, но выставляются аншлаги, вплоть до того, что органы правопорядка выставляются. Конечно, везде не поставишь людей. Но на необорудованных местах из чуть 6 тысяч 200 человек порядка 4 тысяч именно там погибло.
А. ГРЕБНЕВА - А где еще?
Н. КРЮЧОК - Остальные в зимний период утонули, аварии. То есть такие случаи просто не во время отдыха, не во время купания. А просто несчастные случаи.
А. ГРЕБНЕВА - А у вас нет какой-то программы, потому что сразу вспоминаются зарубежные сериалы, где спасатели не то что волонтеры. Это люди, местные жители могут пройти определенное обучение и на пляже быть таким добровольным спасателем и всех спасать.
Н. КРЮЧОК - В принципе есть такая организация Восвод, она занимается подготовкой спасателей. И она сама и эти люди общественники занимаются спасанием людей. Но на пляже там должен быть профессионал. То есть человек, который специально прошел подготовку именно спасателя на воде, там специальные требования, он должен оказывать помощь на воде в случае гибели. Знать, как спасать, потому что иногда если человек не знает, он может вытащить, потом неправильно оказать помощь. И человек может погибнуть.
А. ГРЕБНЕВА - Но вы у нас отвечаете за маломерные суда в том числе. Как с безопасностью их быть?
Н. КРЮЧОК - Я вам тоже цифры простые приведу. 2005 год происшествий с маломерными судами было порядка 280, погибших свыше 480 человек. За эти шесть лет идет тенденция на снижение и значительное. Вот в 2010 году было 46 происшествий, 45 погибших. А в прошлом году 42 происшествия и 39 человек погибшими. То есть мы будем стремиться, чтобы вообще гибели не было, но цифры говорят сами за себя. Получается, в 6-7 раз снижение гибели людей. Во-первых, сейчас более добросовестно идет подготовка, мы приложили все усилия, чтобы все люди были аттестованы, получили удостоверения на право управления маломерным судном, обязательно прошли обучение. Сдали экзамены, как по теории, так и по практике. Парк поменялся. Сейчас уже люди от старых своих, хотя есть и они, отказываются, а в основном новые суда. Не аварийные.
А. ГРЕБНЕВА - А есть же водная инспекция, которая может тебя так же как на дороге остановить.
Н. КРЮЧОК - Это мы и занимаемся. Государственная инспекция по маломерным судам занимается надзором на водных объектах. Остановить, проверить наличие удостоверения на право управления. Наличие судового билета. Что такое ГИМС? – это ГИБДД на воде.
Т. ДЗЯДКО – Гаишники.
Н. КРЮЧОК - Также точно штрафы накладываются.
А. ГРЕБНЕВА - А штрафы большие?
Н. КРЮЧОК - Небольшие. На физических лиц вообще максимум до тысячи рублей. На юридических до 5 тысяч рублей. Хотя есть за управление судном в нетрезвом состоянии лишение прав.
А. ГРЕБНЕВА - А за повторное вождение?
Н. КРЮЧОК - В принципе за повторное, если уже у тебя права отобрали…
А. ГРЕБНЕВА - Посадить могут за такое?
Н. КРЮЧОК - Нет, это не мы занимаемся. Даже лишение права только через суд. Мы выписываем протокол, составляем. А лишает права через суд.
А. ГРЕБНЕВА - Случаи с гибелью около 40 было. А вот таких нарушителей, сколько вы поймали в прошлом году? Или не считаете.
Н. КРЮЧОК - Есть. Я взял с собой анализ. Если мне не изменяет память, в прошлом году более 60 тысяч протоколов мы составили о правонарушениях. Здесь входит как предупреждение, штрафы, но есть и лишение. Хотя конечно небольшую часть они составляют, но, тем не менее, есть решения.
А. ГРЕБНЕВА - То есть вы работаете.
Н. КРЮЧОК - Конечно. Если человек нарушает без удостоверения на право или вообще не имеет прав, то есть купил, а забыл что ему надо… Более того, есть определенные правила плавания на воде. Также точно, как правила на дорогах, так и на воде есть правила, если человек нарушает, кстати, именно самая большая львиная доля именно по статье нарушение правил плавания.
Т. ДЗЯДКО – А сколько всего людей в Москве обладают такими правами?
Н. КРЮЧОК - Сейчас я…
Т. ДЗЯДКО – Примерно хотя бы.
Н. КРЮЧОК - По РФ у нас всего сейчас судов около полутора миллионов и правами в базе данных сейчас свыше миллиона. Потому что в принципе и из этих полутора миллионов чуть больше миллиона, порядка миллиона 40 тысяч это моторных судов. А права или удостоверение на право управления маломерным судном должны быть только у моторных. Причем мы даже сделали года два назад до 3 киловатт или до 5 лошадиных сил не надо было удостоверение на право управления маломерным судном. А там в принципе любое судно моторное для того, чтобы им управлять, должно быть удостоверение на право управления.
А. ГРЕБНЕВА - Максим из Иркутска очень специальный вопрос прислал, надеюсь, что вы разберетесь. Почему небольшие крейсерские парусные яхты не регистрируют как маломерные суда. Проблем и денег стоит больших.
Н. КРЮЧОК - Потому что законодательство, парусные суда регистрируются не в государственной инспекции по маломерным судам.
А. ГРЕБНЕВА - А где?
Н. КРЮЧОК - Парусные спортивные.
А. ГРЕБНЕВА - Яхты.
Н. КРЮЧОК - Яхты тоже, они специальным органом, определенным правительством. Это органы Минтранса.
А. ГРЕБНЕВА - То есть это было давно так разделено?
Н. КРЮЧОК - Мы и не делали, не регистрировали. Это изначально.
А. ГРЕБНЕВА - А кого вы регистрируете тогда? Потому что допустим, в моем сознании яхта входит в категорию маломерные суда.
Н. КРЮЧОК - Мы регистрировали суда мощностью до 75 лошадиных сил и вместимостью до 80 тонн. Это если двигатель был стационарный. Если подвесной, то мы регистрировали гидроциклы, и с подвесными двигателями суда независимо от мощности двигателя.
А. ГРЕБНЕВА - То есть моторные лодки и скутеры.
Н. КРЮЧОК - Да, моторные лодки, гидроциклы, катера. И яхты определенные как морские прогулочные. Но я сразу хочу сказать, что сейчас подписан президентом новый закон о внесении изменений в законодательные акты РФ, где определено понятие маломерного судна и там определено понятие маломерного суда, что это судно длиной до 20 метров, и пассажировместимостью до 12 человек. То есть сейчас были некоторые у нас противоречия, потому что как морское прогулочное мы имели большие суда регистрировать на водных объектах, они не подпадали под нашу юрисдикцию. Сейчас все эти противоречия, проблемы устранены. И все до 20 метров независимо от мощности двигателя, причем и стационарный более 75 лошадиных сил, все оно будет поднадзорно государственной инспекции. И государственная регистрация будет осуществляться…
А. ГРЕБНЕВА - А это с какого момента?
Н. КРЮЧОК - В конце мая вступает в силу закон.
А. ГРЕБНЕВА - Таня интересуется: а где работают спасатели зимой? Которые на пляже. А зимой где.
Т. ДЗЯДКО – В спячке, видимо.
Н. КРЮЧОК – Работают, где определит им работодатель. Их нанимают на летний сезон специально. В основном это правильно сказали, это спасатели общественники. Которые прошли обучение. Есть студенты.
Т. ДЗЯДКО – А сколько это обучение занимает времени обычно?
Н. КРЮЧОК - От 12 часов, не менее 12 часов.
А. ГРЕБНЕВА - Очень мало как-то.
Н. КРЮЧОК - Самая минимальная программа, человек должен плавать и должен уметь оказывать помощь. В принципе много особенно не надо. Более опытные там конечно большее количество часов. Но минимальное не менее 12 часов. Программа такая.
А. ГРЕБНЕВА - А при вашем ведомстве есть какие-то курсы или это отдельные курсы коммерческие какие-то.
Н. КРЮЧОК - Есть и коммерческие, но в принципе в МЧС России есть тоже подготовка спасателей и специальные образовательные учреждения в МЧС России, которые готовят спасателей. Мы-то готовим в основном по более обширной программе спасателей профессионалов. Хотя некоторые готовят и по этой. В основном этим занимаются органы Восвода. Они наши помощники. И они проводят это обучение.
А. ГРЕБНЕВА - Вот один из наших слушателей Андрей так конечно, иронизирует: для катания на катамаранах нужно ли сдавать экзамены.
Н. КРЮЧОК - Не надо конечно.
А. ГРЕБНЕВА - Это он шутит так. А у меня серьезный вопрос в связи с этим. Вы следите за парками и зонами, где действительно можно взять прогулочную лодочку на веслах уплыть.
Н. КРЮЧОК - Это в принципе база, где, в том числе и лодки весельные есть, по существу в домах отдыха, на базах отдыха. Там есть так называемые базы, стоянки маломерных судов. В функции государственной инспекции входит и техническое освидетельствование баз-стоянок этих судов.
А. ГРЕБНЕВА - То есть и за это тоже вы отвечаете.
Н. КРЮЧОК - Да, и мы даем разрешение на эксплуатацию этой базы.
Т. ДЗЯДКО – Здесь крик души от Григория: когда, наконец, не надо будет регистрировать лодку три метра и мотор 3,5 метра…
Н. КРЮЧОК - 3,5 киловатта, наверное. В конце мая месяца. Там сказано, что государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов, мощностью двигателя до 8 киловатт.
А. ГРЕБНЕВА - А права нужны для вождения таким судном?
Н. КРЮЧОК - Нет, раз государственная регистрация…
А. ГРЕБНЕВА – А если человек, просто мы с Тихоном не входим в число людей, которые себе перед летним сезоном покупают яхты или катамараны, когда человек приобретает себе катер, он предупреждается о том, что ему нужно пройти регистрацию, получить…
Н. КРЮЧОК - Да, мы специально с магазинами, которые осуществляют эту продажу плавсредств ведем работу. Даем свои координаты. То есть в каждом магазине специализированном по продаже плавсредств есть так называемый уголок государственной инспекции по маломерным судам. Где сказан адрес государственной инспекции, при каких случаях необходимо осуществлять государственную регистрацию. И в принципе продавцов этих магазинов мы тоже с ними ведем работу, чтобы они напомнили. Специальные есть памятки, мы даем этим магазинам памятки, они выдают человеку, то есть человек может не увидеть этот уголок, хотя мы просим, чтобы на видном месте была расположена эта информация. Но если есть квиточек, в этом месте осуществляется государственная регистрация и так далее.
Т. ДЗЯДКО – Все понятно. Спасибо большое. Сегодня нашим гостем был Николай Крючок - заместитель главного государственного инспектора по маломерным судам МЧС России. Мы говорили о безопасности людей на водных объектах в летний период времени. Спасибо вам. На этом Дневной Разворот завершен. Всем счастливо.
Н. КРЮЧОК - Спасибо. До свидания.