8.11.2011 в эфире "Радио ЭХО Москвы" на вопросы отвечал А.Г.Коваль - заместитель начальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
[mymp3]http://klopp.net.ru/musicbox/i/1111/3e/152bc5322b66e5d6409a251a970507.mp3|Радио ЭХО Москвы[/mymp3]
Т. ДЗЯДКО – 16.35. Завершающая часть дневного Разворота. И наш традиционный совместный проект с МЧС России – «Три точки, три тире, три точки». Сегодня тема наша звучит так: тонкий лед. Говорим мы с нашим гостем в студии. Это Анатолий Коваль - заместитель начальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Здравствуйте.
А. КОВАЛЬ - Добрый день.
И. ВОРОБЬЕВА - Говорим мы о безопасности в акваториях, когда все замерзнет, появится лед. И не только на судах, но и соответственно тех людях, которых мы часто слышим в новостях, когда либо все замерзает, либо весной. Эти люди называются рыбаки. От года к году мы слышим, что часть рыбаков застряла на одной льдине, на другой. Вызвали МЧС, МЧС помчался, всех спас. Как-то с ними бороться можно с этими людьми? Или пусть порыбачат, а мы их будем постоянно вытаскивать. Точнее вы будете.
А. КОВАЛЬ - Хороший вопрос. На самом деле как мне представляется бороться с рыбаками нет необходимости, а какие-то меры предпринимать по минимизации последствий, такой неосторожной рискованной рыбалки следует. И такие меры принимаются. И в этом плане действует не только МЧС, мы работаем в активном взаимодействии с органами исполнительной власти и субъектов. Поскольку осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах является вопросом местного значения.
И. ВОРОБЬЕВА - Но вы им рекомендуете что-нибудь наверняка.
А. КОВАЛЬ - Конечно. Мы не только рекомендуем, мы разрабатываем совместные планы в рамках комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Которые на постоянной основе действуют в муниципальных образованиях, в органах исполнительной власти и субъектов. На постоянной основе работают наши сотрудники, которые инициируют вопросы по рассмотрению таких мер.
И. ВОРОБЬЕВА - Но это какие-то запреты или что это?
А. КОВАЛЬ - Сказать, что только запреты будет неверно.
И. ВОРОБЬЕВА - Тогда давайте поэтапно. Сначала о запретах. Что нельзя? Вот я рыбак, хочу пойти на рыбалку, когда лед замерзнет на Москве-реке. Что нельзя делать?
А. КОВАЛЬ - Что нельзя делать рыбаку я думаю, вопрос риторический. Хорошо известен каждому рыбаку. Обычному гражданину если он оказывается вблизи такого водоема, случайно или вдруг, доводится следующая информация. В каждом субъекте изданы собственные правила охраны жизни людей на водных объектах.
И. ВОРОБЬЕВА - Они где эти правила? Это табличка какая-то перед тем, как я взойду на лед. Где их посмотреть-то? Это как-то объявляется?
А. КОВАЛЬ - И таблички, и информационные щиты, и знаки в том числе. Запрещающие знаки, информационные знаки, их содержание и смысл можно найти в указанных правилах. И эти правила изданы в каждом субъекте. Доступность их можно получить в любой информационной системе поисковой Консультант, допустим, Гарант и так далее.
И. ВОРОБЬЕВА - Вот я человек безответственный посмотрела все на стендах, прошла мимо, изучила, абсолютно наплевала на все. И пошла дальше. Какая-то ответственность есть для тех людей, которые абсолютно не слушают вас?
А. КОВАЛЬ – Здесь, наверное, самая главная проблема. Разработать правила, издать информационные знаки, довести информацию и вопрос соблюдения правил остается краеугольным камнем. Соблюдение это та проблема, мы совместно решаем этот вопрос с органами субъектов РФ. Как это происходит чаще всего. Органы исполнительной власти издают у себя собственные законы об административных правонарушениях. В которых предусматривается соответствующая ответственность.
И. ВОРОБЬЕВА - Но они наверное не очень сильно отличаются от региона к региону. Штрафы, 15 суток, возмещение ущерба МЧС. Или что там?
А. КОВАЛЬ - В общем, эти правила очень похожи. Но могут иметь свои отличия в зависимости от климатических и географических особенностей региона.
Т. ДЗЯДКО – Например.
А. КОВАЛЬ - Если взять южные регионы, где развита инфраструктура отдыха, развлечений на воде, там этих статей и мер об административных правонарушениях предусмотрено больше. И штрафы как правило выше. Если взять северные регионы, Сибирь, где сезон. В короткий период времени, естественно законодательство в этом плане существенно отличается. Понятно, в какую сторону.
И. ВОРОБЬЕВА - Понятно. Что еще, то есть людей, которых МЧС снимает со льдин, у нас был на прошлой неделе ваш коллега из Центроспаса, я все спрашивала, как вы наказываете этих людей. Он пошутил, что людей мы спасем, а снасти оставляем на льдине. То есть вы с ними разговариваете, то есть они же пойдут в следующий раз опять. Это же проблема. А. КОВАЛЬ - Совершенно верно. Совершенно очевидно, что рыбалка такая же страсть, его не останавливают такие случаи, рискованные для жизни. Тем не менее, он вновь и вновь возвращается. Что касается разговора с ними, просвещения, каких-то бесед, это является одной из функций государственной инспекции по маломерным судам.
Т. ДЗЯДКО – Но они прислушиваются к тому, что вы им говорите?
А. КОВАЛЬ - Проведение профилактических мер и мероприятий. Действительно, в общем, законопослушные граждане прислушиваются. Если они следуют этому, как правило, не возникает печальной статистики. Но надо сказать в тех случаях, когда не прислушиваются или игнорируют требования, у нас нет полицейских полномочий. Поэтому у нас одна из задач – обеспечение безопасности людей на водных объектах. Поэтому в рамках этой задачи есть функции, которые направлены на пропаганду, предупреждение.
И. ВОРОБЬЕВА - Спасение.
А. КОВАЛЬ - Совершенно верно. Причем функция спасения сформулирована как участие. То есть задача немножко подчиненная.
И. ВОРОБЬЕВА - Кому?
А. КОВАЛЬ - Мы не координируем спасение. Поскольку есть специализированные формирования.
И. ВОРОБЬЕВА - То есть от МЧС в любом случае.
А. КОВАЛЬ - В том числе и местные конечно. Но ГИМС в этом плане активно участвует. Достаточно сказать, что за прошлый год нашими инспекторами спасено около 900 человек в течение года. Которые сами не являются спасателями. Но они находятся вблизи.
И. ВОРОБЬЕВА - Рыбаки, понятно, это какая-то особая каста людей, которые все равно пойдут на этот лед. Я была когда была маленькой, провалилась, у на Москве-реке лед. Вот мы идем гулять, как определить, опасно заходить, не опасно, дети ходят. Дети недавно погибли, двое погибло. Не успели вытащить из-подо льда. Как это происходит? С рыбаками понятно, а просто люди идут гулять.
А. КОВАЛЬ - Вообще что касается безопасности людей, вопрос подхода к нему обеспечения безопасности, как правило, комплексный. Помимо информирования граждан проводится работа по выявлению таких мест. Есть оборудованные специальные переправы через водные объекты, допустим, транспортные средства. И есть места традиционно стихийно сложившиеся, тропы пешеходные, где граждане традиционно из года в год пересекают реку.
И. ВОРОБЬЕВА - Сокращают себе путь.
А. КОВАЛЬ - Да, в этих случаях такие места выявляются. И во взаимодействии с органами местного самоуправления, принимаются меры по информированию граждан в этих местах. Об опасности в определенные периоды, когда повышение температуры и может быть уменьшение толщины льда. Ну и помимо информирования активной мерой является патрулирование, рейды. Поэтому с окончанием летнего периода зимой работы по обеспечению безопасности людей, в сущности у нас не убавляется.
И. ВОРОБЬЕВА - Ну конечно. Сейчас глупый вопрос задам, но вы поймете, почему. Зимой, когда замерзает, по акваториям очень часто ездят такие штуки, на подушках, это является маломерным судном в период зимнего времени? Потому что они ездят непонятно по каким правилам, по льду. Квадроцикл на подушке, не знаю, как называется. Дети катаются с горки, а они там рассекают со всей дури. Это к вам если что?
А. КОВАЛЬ - Я понимаю, о чем идет речь. Речь идет о судне на воздушной подушке. Действительно сейчас эти судов появился достаточно обширный модельный ряд, который по своим характеристикам очень существенно друг от друга отличается. Ряд судов более мощных подпадают под действие Ространснадзора.
И. ВОРОБЬЕВА - Нужно регистрировать.
А. КОВАЛЬ - Общий порядок регистрации. Те суда, которые по своим характеристикам подпадают под действие Государственной инспекции по маломерным судам, мы такие суда регистрируем у себя.
Т. ДЗЯДКО – К ним отношение так же как к нормальным маломерным судам.
А. КОВАЛЬ - Как к обычному транспортному средству. То есть должно быть свидетельство, ими должен управлять квалифицированный судоводитель. Иметь удостоверение соответствующее.
И. ВОРОБЬЕВА - То есть чтобы водить эту штуку мне нужно какие-то права получать особенные? Я не понимаю. То есть просто так они не катаются?
А. КОВАЛЬ - Удостоверение должен иметь судоводитель. Другое дело, сейчас системной подготовки судоводителя в настоящее время не налажено. И в этом плане большой пласт работы предстоит Государственной инспекции по организации такой работы. По аналогии в сфере допустим, дорожного движения регулируются законодательными актами. На уровне федерального закона. В сфере надзора за маломерными судами, к сожалению, актом высшей юридической силы является постановление правительства. То есть налицо актуальность и необходимость разработки федерального закона. В этом плане работа организована и я думаю, что такой закон будет принят, во всяком случае, уже сейчас разработана его концепция. Техническое задание. Где будут охвачены вопросы регистрации судов, аттестации судоводителей. Техническое освидетельствование судов. И в том числе конечно организация их подготовки квалифицированной, целенаправленной и которая должна быть как-то контролируема.
И. ВОРОБЬЕВА - Пока у нас ничего не замерзло нигде, все нормально, я так понимаю, что в московском регионе точно ничего не успело замерзнуть за время нашего эфира. Как это все происходит, мне всегда было интересно, в какой момент перестают плавать. Ну когда чуть корочка есть, они же просто плывут, корочку разрезают и все. В какой момент все запрещено каким-то судам определенным плавать в акваториях?
А. КОВАЛЬ - Сроки навигации для маломерных судов определяются нормативным актом органа исполнительной власти субъекта. Исходя из особенностей своей территории, климатической, сезона. Принимается такое постановление или распоряжение органа исполнительной власти. И устанавливаются сроки навигации для таких судов.
И. ВОРОБЬЕВА - И все обязаны подчиняться немедленно.
А. КОВАЛЬ - Конечно, должны соблюдать эти правила.
И. ВОРОБЬЕВА - А вы говорили о том, что осуществляется патрулирование. А на чем патрулируется? Пешочком, на машине, на судне?
А. КОВАЛЬ - Для этого используются все транспортные средства, имеющиеся в распоряжении подразделения. В том числе и суда на воздушной подушке. И автотранспортная техника. И катера морского базирования. Так что в этом плане…
И. ВОРОБЬЕВА - Наш слушатель, который подписывается как Бриг пишет, что на яхте капитан, работает по всему миру, и ни в одной стране мира нет таких, уж простите, сейчас процитирую, маразматических законов и правил по использованию маломерного флота как в России. Он пишет, что даже в довольно бюрократических странах таких как Израиль такого нет, в США вообще нет ограничений по тоннажу и мощности двигателя в случае личного использования. Не нужно никаких прав, дипломов и обучения. Он спрашивает: изучаете ли вы и анализируете законы и правила по использованию маломерного флота, который существует в Европе и других цивилизованных странах? Обмен опытом происходит?
А. КОВАЛЬ - Конечно. Нынешняя нормативная правовая база, регламентирующая пользование маломерными судами и надзор за судами, она сложилась в нынешнем виде более шести лет назад. И в начальный период она удовлетворяла и соответствовала тем требованиям и тому рынку маломерных судов, который существовал. С ростом их количества, тенденции судов, географии их плавания, целевого использования стала актуальной необходимость изменения нормативной базы. И такое изменение уже планируется. 1 ноября прошло слушание законопроекта, определяющего понятие маломерного судна. То есть до настоящего времени законодателем даже не был определен предмет надзора.
И. ВОРОБЬЕВА - А сейчас? 20 метров 12 человек.
А. КОВАЛЬ - Да. Таким рабочим определение маломерного судна определены такие критерии, которые взяты, исходя из анализа существующей практики европейского сообщества. Поэтому мы эту практику изучаем, законодательство в этом плане нам известно. И те нормы, которые наибольшим образом будут соответствовать нашим реалиям, нашей действительности, мы будем их включать в наши нормативные документы.
И. ВОРОБЬЕВА - Наш слушатель спрашивает, вы говорите о проекте закона и формулировке маломерного судна, 20 метров 12 человек, я правильно сказала. Спрашивает, в проекте административного регламента, который должен начать действовать с 2014 года перечень судов, поднадзорных ГИМС, сохранил расширенную трактовку с мощностью двигателя, прогулочными судами и так далее. Как это соотносится с теми внесениями изменений, которые были приняты недавно. Что главнее, 20 метров, 12 человек или то, что должно начать действовать с 2014 года.
А. КОВАЛЬ - Поскольку нынешнее определение которое дано в законе, оно основывается на линейных измерениях, на линейных характеристиках судов, то есть 20 метров, допустимое количество людей на борту 12 человек, это будет основным определяющим критерием в том числе и распределении сфер надзора. Поскольку надзор за маломерными судами по проекту этого закона будет осуществлять как минимум два федеральных органа.
И. ВОРОБЬЕВА - То есть то, что менее 12 человек это к кому?
А. КОВАЛЬ - Те маломерные суда, которые будут длиной менее 20 метров, менее 12 человек, будет осуществлять государственный надзор, орган, уполномоченный правительством РФ. Так сказано в законе.
И. ВОРОБЬЕВА - Еще хочу спросить. Слушатель наш говорит о том, что согласно законодательству о госслужбе инспектором вашей государственной инспекции может быть только человек, у которого профессиональное образование в сфере водного транспорта. Это действительно так? Какие требования к вашим сотрудникам предъявляются?
А. КОВАЛЬ - Действительно в лучшем случае в идеале конечно должен быть сотрудник, имеющий такое образование. Но фактически сейчас этого не происходит, но мы к этому стремимся и в этом плане квалификационные требования к государственным инспекторам сейчас изменяются и будут уточнены.
И. ВОРОБЬЕВА - То есть пока что по закону обязаны иметь образование, такое образование есть не у всех, поэтому будем менять законодательство.
Т. ДЗЯДКО – Скажите, а какое время года для вашей инспекции самое сложное? Скорее зимний период или наоборот?
А. КОВАЛЬ – Конечно, самым сложным периодом является летний. Достаточно сказать, что если взять за основу цифру по количеству погибших людей, то на зимний период приходится не более 9-10% от общего числа погибших за год.
И. ВОРОБЬЕВА - Как утонувших, так и погибших на судах.
А. КОВАЛЬ - Да. Я имею в виду и тех и других, погибших на водных объектах.
И. ВОРОБЬЕВА - И все-таки не могу не процитировать сообщение Андрея: байдарки туристические зачем регистрировать, а-а-а, пишет он, испугался.
А. КОВАЛЬ - С принятием федерального закона уже сейчас эти суда не подлежат техническому освидетельствованию, и будет отменена их регистрация. А конкретно суда с массой корпуса менее 100 килограммов и мощностью двигателя менее 5 лошадиных сил не будет требоваться регистрировать, ни технического освидетельствования, и не требуется удостоверение на право управления.
И. ВОРОБЬЕВА - Все, успокоили.
скачать аудиозапись здесь http://1.cdn.echo.msk.ru/snd/2011-11-08 … e-1635.mp3