Обеспечение живучести судна при обледенении
Для маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости и опрокидыванию судна.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже О °С и при температурах забортной воды ниже 8 °С. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15°-45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5 °С. Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков. Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск.
Но если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
• При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0 °С, вести непрерывное наблюдение за началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
• При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
• Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими.
• Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
• Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
• Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится с помощью ручных средств с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
• Постоянно следить и регулярно окалывать лед со шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
• При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
• Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса.
• Если справиться с обледенением своими силами невозможно - следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.
Источник Катера и лодки