Уважаемые Эксперты ГИМС.
По вопросам безопасности на воде, в особенности детского туристического отдыха, хочется поделиться с Вами мыслями. Может быть это позволит более остро посмотреть на эту проблему и самое главное решить её.
Как сделать детский водный туризм безопасным?
18 июня 2016 г. произошла трагедия с детьми из детского лагеря «Парк-Отель Сямозеро» которые на лодках плавали по озеру. На трех лодках находилось 47 детей и 4 взрослых инструкторов.
В процессе расследования и обсуждения причин трагедии был высказан ряд мнений и озвучены некоторые возможные решения, а 28 декабря 2016 года вышел Федеральный закон № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
Как будет осуществляться регулирование покажет время. Нет сомнений, что будут разработаны инструкции в которых будут прописаны предписания, запреты и рекомендации.
Следует ожидать, что большинство решений будет принято по самому простому варианту - варианту запретов водных походов, и если посмотреть Интернет, то это уже происходит. Упомянутый закон содержит только основной «ключ» - обеспечение безопасности отдыха и оздоровления детей.
Как бы не развивались события, но полноценный отдых у воды невозможен без лодок, водных аттракционов, без лодочных походов, без водного спорта и забав на воде.
Страшная смерть невинных детей задаёт вопрос: Как сделать детский водный туризм безопасным? Какие лодки допустимы для этого?
Как проффесиональный корабел, работающий в судостроительной области, в том числе и маломерного судостроения, предлагаю рассмотреть вопрос, касающийся только плавучих средств, используемых для отдыха на воде (не только детского)
Один из опытных экспертов Российского Речного Регистра (РРР) говорил мне, что - всякого рода «режимные» - ограничительные мероприятия - расчитаны на идеально организованных людей, которых в природе нет.
Это значит, чтобы судно было остойчивым и непотопляемым, мало написать в инструкции, какие люки и иллюминаторы закрыть, как правильно разместить людей, как следить, чтобы блоки плавучести никто не открутил и т.п.
САМО СУДНО по размерениям и характеристикам должно всё это гарантировать, не взирая на действия «умника» или дурака.
Начнём на примере рассматривать события произошедшей трагедии.
Ход событий.
17 июня 2016 года около 11 часов дня группа из 47 детей с четырьмя инструкторами отправилась в поход до береговой линии недалеко (около 3-х километров) от лагеря. Там они переночевали, 18 июня в районе 13 часов отправились в путь дальше. Использовались два каноэ SAVA 700 и рафт (большая надувная лодка). Группа собиралась проплыть около 3,7 километров до другого острова. Потом начался шторм. Сообщалось, что на озере был очень сильный ветер – больше 20 метров в секунду, высота волны достигала 2 метров. Температура воды - около12 градусов
Когда начался шторм, два каноэ с детьми вынесло на открытую воду, а рафт с их товарищами прибило к одному из островов. В итоге оба каноэ опрокинулись. По последним данным СК РФ, утонули 14 детей.
Сначала из-за сильной волны завалилось и пошло ко дну одно каноэ. Это стало шоком. Такие лодки могут перевернуться, но отправить их на дно не способен ни один шторм. Дело в том, что они оборудованы специальными поплавками, которые держат на воде плавсредство даже после крушения. Эксперты установили, что на этом каноэ этих поплавков не было.
Дети, оказавшись в холодной воде, запаниковали. По словам одного из выживших инструкторов, это стало одной из причин трагедии. Выпавшие из каноэ дети стали в панике хвататься за вторую лодку и в результате перевернули и её, — утверждают сами инструкторы.
В результате жизнь тех, кто остался за бортом, оказалась в их собственных руках.
В тот роковой вечер на плаву остался лишь устойчивый рафт.
26 школьников, которые плыли на рафте, ночевали на острове и не знали, что две другие лодки перевернулись во время шторма. Замерзая на ветру и пытаясь развести костер, ребята еще не знали, что случилось с теми, кто был на двух каноэ - из виду их давно потеряли, потом пропала и связь.
Это счастье, что в составе группы был надёжный рафт, но он как и каноэ не мог сопротивляться ветру.
__________
Итак в походе участвовали три плавучих средства: два каноэ SAVA 700 и рафт - большая надувная лодка.
О каноэ SAVA 700
Читаем выдержки из инструкции на сайте производителя.
«На воде, главной характеристикой, которой должны обладать моторные лодки и катера - это уверенность в надежности плавучего средства, которое не подведет в любых сложных ситуациях. Все выпускаемые лодки, прошли сертификацию, и предназначены для плавания в прибрежных защищенных зонах морей, заливов, озерах, водохранилищах и реках.
Лодки непотопляемые и запас плавучести обеспечивается воздушными ящиками под сиденьями. В случае опрокидывания или заливания водой лодки остаются на плаву со всем штатным снаряжением.
К сведению! Каждая изготовленная единица продукции обеспечивается специальными воздушными ящиками. Такое приспособление превращает лодку или катер в непотопляемое плавающее средство. Лодки даже в случае попадания в них воды или в результате случайного опрокидывания не уйдут под воду.
На борту лодки будьте всегда одеты в спасательный жилет. Команду следует разместить так, чтобы лодка плавала по ватерлинию в равновесии. Вес экипажа и снаряжения должен быть равномерно распределен, чтобы избежать крен лодки и ее опрокидывание.
Все лодки непотопляемые и запас плавучести обеспечивается воздушными ящиками под сиденьями. В случае опрокидывания или заливания волной лодка остается на плаву со всем штатным снаряжением. При большом крене вода начинает заполнять корпус и лодка теряет остойчивость. Перевернувшееся судно можно поставить на ровный киль. Надо нащупать ногами буртик борта и стоять на нем, пока лодка не ляжет медленно на бок и взявшись руками за борт, подтянуться встать на него и отклониться, чтобы поставить лодку на киль. В плавающую на ровном киле лодку взобраться с кормы может только один человек, который должен убрать ведром воду.
Пока лодка будет набирать плавучесть, другие члены экипажа должны держать руками лодку в равновесии»
Эту информацию задолго до трагедии на форуме комментировали любители водных путешествий:
«Веселые ребята однако делают эти лодки, так и представляю 11 человек плавающих вокруг лодки и удерживающих её от переворота, пока один боец выливает воду из лодки водоизмещением 740 кг.»
Вспомним - температура воды в озере была около 12 градусов.
В каждой инструкции Владельца маломерного судна согласно требованиям Европейского Совета имеется раздел «переохлаждение» в котором отмечается, что при температуре воды от 10 до 16 градусов время потери сознания от истощения составляет 1-2 часа, время выживания от 1 до 6 часов. И это для взрослого человека!
В этих условиях, попавшие в воду дети, даже без убийственного волнения и ветра, были практически обречены.
О конструктивных особенностях надувной лодки - «рафт» говорить не будем - она спасла 26 человек. Потому, что имела деление на водонепроницаемые отсеки, имела значительную ширину, высокую остойчивость и достаточно высокий надводный борт. Снаружи и изнутри имелись верёвочные леера, которые помогали удержаться в лодке при сильной качке, а при попадании за борт позволяли удерживаться у лодки и взобраться на борт. Эта лодка из семейства спасательных плотов и дежурных шлюпок.
Единственным недостатком у рафта было то, что с его борта было трудно грести. Посмотрите на фото - как неудобно сидят дети на надувных бортах.
Это счастье, что в составе группы был надёжный рафт. Понимаю, что на рафте перевозилось туристическое снаряжение, которое в каноэ не разместить. Но висит страшный вопрос - А если бы все дети были на каноэ?
На каноэ удобно грести, но обратите внимание на фото - на корпусе лодки нет верёвочного леера, нет поручней за которые можно ухватиться при падении человека за борт или при опрокидывании лодки - глянцевый гладкий корпус.
Даже плавающее вверх днищем каноэ (с проектными блоками плавучести) не могло ничем помочь гибнущим детям в условиях холодной воды и шторма.
Снова поговорим о каноэ SAVA 700.
Корреспонденты газеты Московский комсомолец выяснили у производителя, что каноэ в лагере «Сямозеро» были рассчитаны на мелкую рябь (высота волн 0,4 метра) - для большего волнения они вообще не предназначены. Фирма выпускает модели - чисто туристические, то есть на них можно прогуляться в полный штиль.
Ясно, что со стороны руководства лагеря было совершено преступное нарушение при котором ограничения по условиям эксплуатации были грубо превышены.
По данным с сайта производителя каноэ SAVA 700 расчитано на 12 мест, имеет длину 7 метров при ширине 1,28 метра. Весит каноэ 140 кг. и имеет грузоподъемность - 740 килограммов. Корпус изготовлен из стеклопластика - во внутренней палубе лодки имеются герметические отсеки, исполняющие роль аварийных блоков плавучести.
Если проанализировать модельный ряд каноэ, то можно заметить следующее:
- наименьшая лодка «SAVA 415 Hunter» имеет длину 4,15 метров и расчитана на 2 человек - удобная лодка для охотников и рыболовов.
- каноэ модели «SAVA 550 Family» имеет длину 5,5 метров (ширина 0,9 метра) и расчитана на 4 человек. По разумной логике производителя - каноэ для семьи.
И «вдруг» (я поясню это «вдруг» позже) появляется модель SAVA 700 на 12 мест. Каноэ которое имеет длину всего лишь на 1,5 метра большую, чем у 4-х местного, и ширину увеличенную на 0,38 метра. При этих пропорциях пассажировместимость лодки становится в 3 раза большей.
Сразу хотелось бы отметить, что к конструкции каноэ выпускаемых фирмой SAVA никаких претензий нет - лодка соответствуют действующим нормативам.
Она нашла своё место на рынке туристических судов (но, по мнению автора статьи, она может стать лучше и безопасней)
Снова возвращаемся к ответ на вопрос - какие лодки могут использоваться для детского туризма и отдыха на воде?
Расшифрую слово «вдруг» - всё просто! Согласно законодательства РФ до 2012 года маломерным судном считалось судно длиной до 7 метров и пассажировместимостью до 12 человек. И это маломерное судно подлежало регистрации в Государственной Инспекции по Маломерным Судам (ГИМС)
В «старые времена» маломерные суда использовались только для личных целей - их коммерческое применение законодательно даже не рассматривалось. Для личных целей лодка вместимостью 12 человек была не нужна. Это подтверждается всем типоразмерным рядом лодок выпускаемых в России.
Учитывая развитие рыночных отношений появляется потребность и возможность коммерческого использования маломерных судов - для прогулочных целей, на местных переправах, а также в туристическом бизнесе.
С выходом федерального закона № 36-ФЗ от 23 апреля 2013 года маломерные суда (с габаритной длиной не более 20 метров и пассажировместимостью не более 12 человек) разделяются на две группы: коммерческого использования и для личного пользования.
По-простому это значит - личная лодка, катаю бесплатно друзей и семью, отвечаю за их жизни самостоятельно. В первом случае лодки регистрируются в ГИМС МЧС РФ.
Коммерческое использование - услуги за оплату (напрямую или косвенно) в рамках функционирования любого коммерческого предприятия или частного предпринимателя. По всей логике это распространяется и на все турбазы и детские лагеря. Ответственность лежит уже на организации, оказывающей услугу и маломерное судно должно быть поставлено на учёт РРР.
На первый взгляд всё становится на свои места, так как контролирующая система РРР в области безопасности плавучего средства обеспечивает полноценную защиту потребителя.
Но, РРР не может перекрыть весь диапазон существующих плавучих средств, включающий гребные лодки, каноэ, водные аттракционы и т.п.
В настоящее время требования РРР к маломерным судам коммерческого использования определяются Руководством Р.044-2016., но там оговорено, что требования не распространяются на суда массой до 200 килограммов.
Таким образом, каноэ SAVA 700 на 12 мест, имеющее массу 140 килограмм, не подлежит переводу в РРР, а остаётся в ГИМС при сохранении коммерческого использования (услуги включены в стоимость путёвки)
Следует отметить общую тенденцию производителей маломерных судов по предложению на рынок судов максимальной пассажировместимости (до 12 человек) В названия новых моделей вводят термины «Company», «Transport» и т.п.
При этом наблюдается серьёзное и, на мой взгляд, опасное явление - производители, привыкшие к очень либеральному контролю со стороны ГИМС при постановке на учёт (как это происходило при выпуске продукции для личных целей), выходят на рынок с новыми крупными судами, которые рекламируются как коммерческие. Некоторые позволяют написать в инструкции полную чушь: «непотопляемость обеспечивается условно водонепроницаемыми поперечными переборками».
Учитывая отсутствие должного контроля за обязательной сертификацией (что предусмотрено законом) лодок, малые предприятия «придумывают и сами составляют себе сертификаты» - при запросе актов испытаний они отмалчиваются и прячутся.
В нашей стране нет общедоступного реестра сертификатов соответствия по маломерным судам. У Речного Регистра эта система прекрасно отлажена (на сайте РРР можно быстро получить нужную информацию)
Вынужден прямо сказать, что я видел красиво оформленные поддельные сертификаты.
А ведь на борту каждой лодки чьи-то жизни и штормовой шквал с волной «всегда охотятся за ними»!
Нужно срочно корректировать существующую систему в области безопасности маломерных плавучих средств.
Итак, каноэ типа SAVA 700 снова останутся в ГИМС.
В настоящее время, на страже безопасности людей, по-прежнему стоит старинный (ему более 36 лет) советский ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования». Требования этого документа проверены временем.
Но в введении к нему указывается, что стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ. Требования стандарта к ним могут применяться выборочно.
Это значит, что маломерные туристические суда могут вообще существовать вне стандартизованного поля.
Теперь о выводах и предложениях.
Представьте себе лодку на которой написано - эта лодка легко опрокидывается и тонет. Правда никто этого не напишет и не скажет вам.
Надёжность и безопасность плавучего средства должна быть «зашита» внутри каждого изделия и трижды проверена. «Игры» в этом деле не допустимы. Вот тогда все будут здоровы и счастливы.
Что конкретно нужно сделать, чтобы максимально обеспечить безопасность водных туристических походов наших детей?
• Разработать современные стандарты по маломерным судам, которые включали бы всю гамму малых плавучих средств и аттракционов для туризма и отдыха на воде.
• Создать общедоступный реестр сертификатов соответствия (а также протоколов испытаний на основании которых выданы сертификаты) по маломерным судам, который позволит контролировать достоверность и действительность документов.
• Туристические групповые походы детей (в условиях крупных водоёмов) должны быть организованы таким образом, чтобы в группу плавучих средств обязательно входило одно средство с двигателем, что позволит обеспечить буксировку других лодок при их ветровом сносе, удержание от выброса на опасный участок берега и спасение упавших за борт (в морской практике эту функцию выполняет самоходная дежурная шлюпка, которая используется в группе спасательных несамоходных плотов) .
• Все плавучие средства должны иметь специальные средства связи - радиостанции полевого исполнения водозащитного исполнения (кроме личных сотовых телефонов) При этом на береговом посту туристической базы в процессе всего похода должно отслеживаться перемещение группы, особенно на водных участках. Постоянная и надёжная связь сможет гарантировать организацию оперативных действий в аварийных ситуациях.
• Все плавучие средства должны быть сертифицированы, проектироваться и строиться по стандартам «высшей безопасности» (это практически возможно) и иметь надлежащее снабжение.
Касательно технических характеристик каноэ SAVA 700 (некоторые соображения с учётом перспектив использования для туристических походов)
• Особенность каноэ является отсутствие развала бортов выше ватерлинии, что обеспечивает удобство гребли, но отрицательно влияет на статическую остойчивость при накренениях. Так как каноэ является полностью открытым судном, лодка легко заливается от волны и теряет остойчивость. Пассажировместимость каноэ (12 человек) является предельно опасной и должна быть значительно снижена.
• Конструкции каноэ должны иметь конструктивно встроенные блоки плавучести, обеспечивающие гарантированную непотопляемость со значительно увеличенным запасом аварийной плавучести.
• Каноэ должно иметь форму корпуса (в носу и корме) и конструкцию, обеспечивающие самовосстановление лодки на ровный киль после опрокидывания (этот принцип используется для спасательных шлюпок) и может быть реализован при сохранении возможности гребли вёслами.
• Каноэ должно иметь по всей длине корпуса (с обоих бортов) спасательные леера обеспечивающие удержание людей у лодки.
• Каноэ, эксплуатирующиеся в прибрежных зонах крупных водоёмов и с детьми на борту должны быть спарены (по типу катамарана) «на Волге их называли «двулодки» с размещением в средней части защитной сетки. При этом конструкция может быть разборной, что также реализуемо при сохранении существующей принципиальной конструкции корпусов. Это позволит обеспечить высокую остойчивости плавучего средства и безопасность.
PS. Кроме всего, посмотрите на фото мотолодки спасателей ГИМС МЧС, для условий крупных озёр их лодки крайне маловаты (по мореходности, по вместимости и по защищённости от непогоды) и при значительной волне выполнить свою благородную работу без большого риска не смогут. Но это уже другая отдельная тема.
Сумский Игорь Владимирович инженер-кораблестроитель (стаж 40 лет)
malflot@mail.ru