Вот например сравнительные характеристики ( не претендуя на истину в последней инстанции)
Гибкое ограждение типа «скеги» СВП «Марс».
Особенность в том, что ограждение выполнено в виде «надувного баллона» по бортам судна. Спереди и сзади – завеса. Скег находится в постоянном контакте с поверхностью. Быстро изнашивается. Любое отверстие в скеге приводит к потере давления в нем, судно теряет ход. ПВХ материалы, из которых изготавливаю скеги, легко изнашиваются. Защитная «подошва» из полиуретана проблему не решает, т.к. тоже является изнашиваемым материалом. Кроме того, ПВХ материалы в течение 3-х лет под действием ультрафиолета теряют пластификатор. Ограждение разрушается самостоятельно. Эксплуатация при температурах ниже -20С не желательна. Преодоление высоких препятствий не возможно, т.к. надувной баллон под давлением не способен отклоняться, огибая препятствие. Известны случаи «повисания» судна на торосах.
По сути, является не СВП, а аэросанями с баллонами вместо лыж, т.к. воздушная подушка не уравновешивает собственный вес судна.
Гибкое ограждение типа «юбка» СВП «Нептун».
Ограждение выполнено по всему периметру судна двухъярусным: верхний ярус гибкий ресивер, нижний – множество съемных элементов «пальцев». В контакте с поверхностью участвуют только нижний легкозаменяемый ярус. Съемные элементы изнашиваются по нижней кромке или теряются целиком при зацепе за препятствие. Потеря даже 10% элементов не влияет на ходовые качества. Движение к базе можно продолжать даже при потере 100% элементов! Ресивер и элементы гибкие, что позволяет отгибаться при встрече с препятствием. Данное качество позволяет преодолевать препятствие высотой в ВП, т.е. до металлического корпуса. Все элементы секционированы и при выходе из строя меняются по частям. Замена и ремонт просты.
Необходимо отметить, что СВП «Нептун» имеют сильные отличительные особенности от подобных амфибийных судов, такие как:
- двухмоторная компоновка
На СВП устанавливаются два независимых двигателя левого и правого борта, что позволяет в случае выхода из строя одно из моторов, двигаться своим ходом на рабочем моторе. Кроме того, разность оборотов на двигателях позволяет создавать искусственный крен и разворачиваться с меньшим радиусом (как на самолетах).
- гибкое ограждение типа «юбка»
Наиболее уязвимая и изнашиваемая часть СВП это гибкое ограждение. От его типа зависит надежность и мореходность судна. Наши суда используют двухярусное ГО со сменными элементами в нижнем ярусе, т.е. совершенно отсутствуют скеги. СВП не опирается на скеги, а именно поддерживается воздушной подушкой в воздухе. Износу подлежат съемные элементы нижнего яруса, которые легко заменяются. Необходимо отметить, что износ элементов не влияет на способность двигаться. СВП всегда будет иметь ход в отличие от скегов, которые после прокола ход теряют. Высота воздушной подушки – от 50 до 75 см.
При этом, в отличие от скеговых судов, юбка может использовать всю эту высоту сминания.
- винт изменяемого шага
На СВП «Нептун» установлены два винта изменяемого шага. Данный винт может в любой момент по желанию судоводителя поменять вектор тяги на противоположный. Это позволяет двигаться задним ходом, зависать на месте, двигаться с минимальной скоростью на минимальной подушке, разворачивать нос судна за счет разнонаправленной тяги винтов. Два винта достаточно приличного диаметра позволяют вращать их на низких оборотах, что благоприятно сказывается на уровне шума, в салоне можно свободно разговаривать. ВИШ покрывается противообледенительной смесью, все шкивы, ремни и механизмы спрятаны в кожуха.
Отредактировано Игорь Васильевич (15-09-2014 21:24:26)