Казалось бы, простой вопрос - какова у судна высота надводного борта?
В соответствии с ГОСТ 19105-79 СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ именно от высоты надводного борта определяется мореходность судна, допустимая высота волны и район плавания:
2.10. Минимальную высоту надводного борта судов при полном водоизмещении определяют в зависимости от расчетной допустимой высоты волны по графику, приведенному в приложении 2, при этом минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6% наибольшей длины судна..
ГОСТом - Р ИСО 8666-12 высота надводного борта трактуется как расстояние между плоскостью ватерлинии и бортом.
По-видимому считается, что при достижении волной линии борта - лодка заливается.
Для открытых моторных лодок - так оно и есть. И поэтому всё достаточно просто.
А вот давайте посмотрим на весьма мореходную яхту "Гидра".
Что у неё считать за линию борта - собственно борт или крышу рубки?
И что будет если волна поднимется выше конструктивного слома определяющего борт?
Да - ничего не будет.
А у "Казанки" без рецесса, где определять высоту надводного борта?
До борта или до выреза рецесса?
А если рассмотреть предельный случай - где считать надводный борт у подводной лодки в надводном положении?
До палубы или до входного люка, который на крыше высокой рубки?
К сожалению, для меня этот вопрос не праздный.
Я должен указать надводный борт своего катера и от этого будут определять его мореходность.
Вот мидель-сечение катера.
Что мне принимать за высоту борта, если все стенки рубки - глухие и равнопрочны бортам, а единственный входной люк находится в крыше рубки?
При этом, чтобы вода залилась даже через открытый люк - требуется крен более 70 градусов.
Стенки рубки это борт или уже не борт?